Один дома!!!!
Что для нас родителей может быть дороже наших любимых малышей? Вопрос банальный и ответ на него всего один-единственный, но для того, чтобы понять, о какой важной теме пойдет речь, задайте его себе. Возможно, все эти правила и советы, изложенные здесь, покажутся вам простыми и понятными, но именно они "писаны кровью".
У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность. Кто-то считает, что малышу изучать азы охраны безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) лучше на собственном опыте, - падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь. А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать, а вторая делает малыша совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим некую "золотую середину".
Жизнь по правилам
Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять малыша дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно: дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и то при условии, что он твердо знает, что можно делать, а что нет. Практически все дети любят различные ритуалы и следят за неукоснительным их выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о том, что вы забыли сделать. Поэтому ознакамливайте ребенка с правила безопасности, как с ритуалом, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ваше чадо охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями. Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни. И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать ребенка различными "страшилками", вроде стишков о "маленьком мальчике", а давать четкую, правдивую информацию. Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным" темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Ведь дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию…
Кто стучится в дверь ко мне?
Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, "никому не открывай дверь". Но подобные слова для ребенка - пустые слова, он все равно поймет их по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…" Довольно часто дети представляют себе преступников злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный, а тем более знакомый человек может быть самым настоящим бандитом. Но по статистике, наибольшее число насилия над детьми совершается именно знакомыми людьми: соседями, родственниками, приятелями…
Решите для себя, как в подобной ситуации следует действовать вашему ребенку.
Вариант первый. В ответ на звонок малыш должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?". Если за дверью кто-то хорошо знакомый (бабушка или дедушка), он может открыть дверь. Если знакомый, но не близкий (например, соседка), нужно попросить его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку незнаком вообще, то лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, а когда выйдет - он вам откроет".
Второй вариант - не подходить к двери вообще, кто бы ни звонил. При этом ребенок должен четко знать: у вас и ваших близких родственников есть ключ. Четко объясните малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы он ни говорил. Сотрудница детского журнала однажды рассказывала, как взялась отвезти девочке приз, полученный ею за участие в конкурсе рисунков. На вопрос ребенка: "Кто там?" девушка ответила, что она из такого-то журнала. В ответ дверь моментально распахнулась, и семилетняя девчушка, которая была дома одна, радостно бросилась на шею представительнице любимого издания. После этого случая призы стали рассылать исключительно почтой. Поэтому родители должны доходчиво объяснить своему малышу, чтобы он ни при каких обстоятельствах не нарушал этого правила.
Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже".
Бусинки и К°
Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые ЛОР-врач достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать "ай-ай-ай"? Но так далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии его ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Одна моя подруга обнаружила у четырехлетней дочери в носу крупную бусину, которую она засунула туда из чистого любопытства: "А что произойдет с моим носом, если я так сделаю? Сможет ли он дышать?" К счастью, ничего произойти не успело. Эта же девочка, играя в больницу, складывала в рот пуговицы "как будто таблетки". И чем развитей воображение, тем изобретательнее могут стать поступки ребенка. И бесполезно прятать от него все мелкие предметы в доме (да это и невозможно). Подобные действия обезопасят грудничка, но не спасут шустрого, вездесущего пятилетку. Способ борьбы с такими горе-экспериментаторами один. Необходимо четко и понятно объяснить ребенку возможные последствия таких экспериментов, но не путем запугивания, а основываясь на знаниях о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Ведь даже трехлетний малыш способен понять элементарные основы физиологии. Но объясняйте все это не тогда, когда "гром уже грянул", а в качестве профилактики. И касается это не только инородных тел, но и абсолютно всех остальных правил безопасности. Для того чтобы все доходчиво объяснить ребенку, понадобится детская энциклопедия о человеке с хорошими реалистичными картинками, но подойдет и взрослый медицинский атлас (именно по нему мы с детьми и изучаем строение нашего тела). Расскажите малышу о дыхательной системе, о том, как мы дышим, как важно, чтобы дыхательные пути оставались свободными для прохождения воздуха и к каким печальным последствиям может привести остановка дыхания. И что относится это не только к бусинам и пуговицам, а и к всевозможным играм с одеванием кульков на голову и ремней или поясов на шею ("я собачка и буду ходить на поводке"). Не забудьте поговорите с ребенком и об органе слуха, рассмотрите его устройство и расскажите о том, как печально для человека не слышать пение птиц, шум ветра и дождя, музыку, голоса близких людей. Ведь именно к этому может привести засовывание в уши палочек, спичек, горошин и других предметов. Аналогично рассказывайте и о последствиях других необдуманных поступков.
Что для нас родителей может быть дороже наших любимых малышей? Вопрос банальный и ответ на него всего один-единственный, но для того, чтобы понять, о какой важной теме пойдет речь, задайте его себе. Возможно, все эти правила и советы, изложенные здесь, покажутся вам простыми и понятными, но именно они "писаны кровью".
У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность. Кто-то считает, что малышу изучать азы охраны безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) лучше на собственном опыте, - падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь. А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать, а вторая делает малыша совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим некую "золотую середину".
Жизнь по правилам
Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять малыша дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно: дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и то при условии, что он твердо знает, что можно делать, а что нет. Практически все дети любят различные ритуалы и следят за неукоснительным их выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о том, что вы забыли сделать. Поэтому ознакамливайте ребенка с правила безопасности, как с ритуалом, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ваше чадо охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями. Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни. И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать ребенка различными "страшилками", вроде стишков о "маленьком мальчике", а давать четкую, правдивую информацию. Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным" темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Ведь дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию…
Кто стучится в дверь ко мне?
Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, "никому не открывай дверь". Но подобные слова для ребенка - пустые слова, он все равно поймет их по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…" Довольно часто дети представляют себе преступников злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный, а тем более знакомый человек может быть самым настоящим бандитом. Но по статистике, наибольшее число насилия над детьми совершается именно знакомыми людьми: соседями, родственниками, приятелями…
Решите для себя, как в подобной ситуации следует действовать вашему ребенку.
Вариант первый. В ответ на звонок малыш должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?". Если за дверью кто-то хорошо знакомый (бабушка или дедушка), он может открыть дверь. Если знакомый, но не близкий (например, соседка), нужно попросить его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку незнаком вообще, то лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, а когда выйдет - он вам откроет".
Второй вариант - не подходить к двери вообще, кто бы ни звонил. При этом ребенок должен четко знать: у вас и ваших близких родственников есть ключ. Четко объясните малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы он ни говорил. Сотрудница детского журнала однажды рассказывала, как взялась отвезти девочке приз, полученный ею за участие в конкурсе рисунков. На вопрос ребенка: "Кто там?" девушка ответила, что она из такого-то журнала. В ответ дверь моментально распахнулась, и семилетняя девчушка, которая была дома одна, радостно бросилась на шею представительнице любимого издания. После этого случая призы стали рассылать исключительно почтой. Поэтому родители должны доходчиво объяснить своему малышу, чтобы он ни при каких обстоятельствах не нарушал этого правила.
Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже".
Бусинки и К°
Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые ЛОР-врач достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать "ай-ай-ай"? Но так далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии его ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Одна моя подруга обнаружила у четырехлетней дочери в носу крупную бусину, которую она засунула туда из чистого любопытства: "А что произойдет с моим носом, если я так сделаю? Сможет ли он дышать?" К счастью, ничего произойти не успело. Эта же девочка, играя в больницу, складывала в рот пуговицы "как будто таблетки". И чем развитей воображение, тем изобретательнее могут стать поступки ребенка. И бесполезно прятать от него все мелкие предметы в доме (да это и невозможно). Подобные действия обезопасят грудничка, но не спасут шустрого, вездесущего пятилетку. Способ борьбы с такими горе-экспериментаторами один. Необходимо четко и понятно объяснить ребенку возможные последствия таких экспериментов, но не путем запугивания, а основываясь на знаниях о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Ведь даже трехлетний малыш способен понять элементарные основы физиологии. Но объясняйте все это не тогда, когда "гром уже грянул", а в качестве профилактики. И касается это не только инородных тел, но и абсолютно всех остальных правил безопасности. Для того чтобы все доходчиво объяснить ребенку, понадобится детская энциклопедия о человеке с хорошими реалистичными картинками, но подойдет и взрослый медицинский атлас (именно по нему мы с детьми и изучаем строение нашего тела). Расскажите малышу о дыхательной системе, о том, как мы дышим, как важно, чтобы дыхательные пути оставались свободными для прохождения воздуха и к каким печальным последствиям может привести остановка дыхания. И что относится это не только к бусинам и пуговицам, а и к всевозможным играм с одеванием кульков на голову и ремней или поясов на шею ("я собачка и буду ходить на поводке"). Не забудьте поговорите с ребенком и об органе слуха, рассмотрите его устройство и расскажите о том, как печально для человека не слышать пение птиц, шум ветра и дождя, музыку, голоса близких людей. Ведь именно к этому может привести засовывание в уши палочек, спичек, горошин и других предметов. Аналогично рассказывайте и о последствиях других необдуманных поступков.