Эпизод №1
Малыш только что научился ходить. Хватает в доме всё, до чего может дотянуться. Взял с трюмо мамин крем. Копируя мамины жесты, измазал своё лицо на глазах у хохочущих родителей и бабушки с дедушкой. Вылил папин одеколон на голову, остатки – в горшок. Опять смех. Дотянулся до бабушкиного серванта, вытащил яркие бусы. Естественно, порвал нить и рассыпал бусины по полу.
Эпизод №2
На детской площадке мальчик выхватывает у девочки куклу из игрушечной коляски. Визг, писк, слёзы. Родители возвращают куклу, но эпизод повторяется. Мама уводит мальчика с детской площадки и при первой же возможности покупает ему куклу с такими словами: «Вот теперь у тебя своя кукла, а у девочек больше не отнимай. Нельзя брать чужое».
Эпизод №3
В классе у учеников пропадают различные мелочи. Молоденькая учительница ломает голову, как узнать, кто воришка. У неё и самой пропадают по нескольку рублей из тех, что она собирает на завтраки и некоторое время держит на учительском столе. Да, больше всех вертится при этом упитанный Андрюша. Однако не пойман – не вор.
Но вот кто-то из ребят узнаёт свою пропавшую бейсболку у Андрюши на голове. Андрюша таращит свои честные голубые глаза и возмущённым голосом объясняет, что ему мама купила «такую же».
Вызванная мама бросилась в атаку на учительницу. Да, действительно, она эту бейсболку сама покупала. И почему это не доверять мальчику. Что он, хуже всех, что ли. Учительница повержена, не имея в запасе ответа на вопрос, кто видел, как Андрюша ворует.
Дома же Андрюша получил от мамы пару тумаков со словами: «Только попадись ещё!»
Воровство в классе прекратилось. Но лишь на время. Месяца через два вспыхнуло с новой силой. Но никто так и не попался. «Что за изощрённый воришка», - ломала голову учительница и родительский комитет.
Ответ всё-таки нашёлся. В связи с переездом Андрюша перевёлся в другую школу, и воровство прекратилось.
Несколько лет спустя, в репортаже из колонии для несовершеннолетних учительница узнала среди воспитанников осунувшегося Андрюшу.
А ведь этого можно было избежать. В случае с бейсболкой его мама могла поступить так же, как в эпизоде №2. А именно, заставить сына вернуть бейсболку, извиниться и пообещать никогда не брать чужое и не обманывать. Могла бы купить бейсболку (это вполне осуществимо) и сказать сыну: «Вот тебе твоя бейсболка и пообещай мне никогда не брать чужое». Или могла бы на какое-то время оставить его без бейсболки, сказав: «Если бы ты попросил меня, я бы купила тебе такую же бейсболку. А теперь подумай (например, месяц). Когда ты мне скажешь, что всё понял и пообещаешь никогда не брать чужое и не обманывать, я тебе её куплю».
И обязательно маме надо было показать, как ей было стыдно за себя и за него, как она страдала в школе, что он опозорил и её, и себя.
Эпизод №4
В первом классе Настя познакомилась со своими одноклассниками. У них были такие вещички, которых не было у Насти. Девочка брала с парт понравившиеся вещи без спроса и «забывала отдать».
«Почему ты взяла чужую ручку?» - спрашивала учительница.
«Понравилась», - отвечала Настя. «Но это же не твоя ручка». Настя пожимала плечами и глядела на учительницу безмятежными глазами, в которых читалось искреннее непонимание.
Дети – народ жестокий. Настю наградили в классе кличкой «воровка». И она превратилась в изгоя, сидела одна на задней парте, никто не хотел с ней дружить и даже нормально разговаривать. Насмешки и пренебрежение одноклассников сделали своё дело. Настя замкнулась, стала чувствовать себя неполноценной.
Откуда тянутся корни её проблемы? Эпизод с соответствующим номером из её детства вы без труда найдёте выше.
Эпизод №5
90-е годы. Родители разговаривают о том, какой большой дом выстроил их знакомый. Обсуждается, сколько миллионов он украл. Но не осуждается. Напротив, в голосах звучит одобрение и даже зависть. Всё это в присутствии их сынишки Димы.
Когда Диму задержали за ограбление ларька, родители искренне недоумевали.
Эпизод №6
Мама ведёт за ручку сынишку мимо витрины с игрушками. Сын просит, канючит, требует новую игрушку, даже не уточняя какую. Мама торопится, грубо отказывая, убыстряя шаг и не тратя много слов на объяснения. Сынишка начинает капризничать, быстро переходя в истерику, падает на асфальт, дрыгает ногами.
Откуда берёт начало этот эпизод? Да скорее всего мальчика баловали дома так же, как малыша в эпизоде №1.
Эпизод №7
К нам в редакцию пришла молоденькая мамочка и принесла статью, популяризировавшую теорию естественного воспитания. Эту теорию она честно пыталась опробовать на своих троих детишках. Пришла она как раз с третьим ребёнком.
Крепенький годовалый малыш с энтузиазмом принялся обследовать кабинет. Сначала подполз к мусорной корзине, обнял её и, прижавшись щёчкой, заглянул в неё и перевернул. Редактор раскрыл рот, но мамочка сделала знак. Мол, естественное воспитание. Ребёнок – творение природы, он лучше нас, потому сам разберётся. Ему только не надо мешать. Пусть сначала исследует мир.
Малыш встал на ножки и отправился исследовать письменные столы. Мы только успевали прятать и отодвигать мыши, калькуляторы, ножницы и документы. Вдруг он схватил ключик, торчавший из ящика моего стола, и отправил в рот. Я на грани нервного срыва. В ящике-то заперты важные вещи – это одно. А что, если ещё и ключ проглотит. Мамочка же продолжала молча наблюдать с удивительным спокойствием. Не знаю уж, о чём она при этом думала. Уходя, дитя природы всё-таки вернул мне ключик. Даже при этом не капризничал.
Надеюсь, в многодетной семье проблема моё-чужое разрешится как-то со временем сама собой и менее болезненно, чем в семье с единственным ребёнком.
Тем не менее, я считаю, что ребёнок, маленький человек – это не только творение природы, но и существо социальное. И к тому времени, когда у него появится потребность «исследовать мир вокруг себя», надо чётко маркировать для него вещи, ему не принадлежащие, простым понятным предупреждением: «Чужое. Нельзя». Привыкнув к этому, ребёнок, прежде чем схватить вещь, посмотрит на родителей, ожидая комментария, а со временем и научится спрашивать разрешения.
Совсем не обязательно при этом впадать в другую крайность и рявкать на любимого карапуза так же, как на щенка, которого обучают команде «Фу!». Достаточно произнести слово «чужое» строго, предостерегающим тоном, но без раздражения и крика.
Мир вокруг ребёнка, который он открывает для себя – это и слова–предупреждения, реакция взрослых на поведение ребёнка. Не стоит думать, что если ребёнок с трудом лепечет «низззя», то он не поймёт ваши фразы из нескольких слов. И многое сразу же поймёт по вашему тону.
Комментарий со временем должен перерасти в разъяснение, почему нельзя. Например: «Это бабушкина вещь, она ей нужна. Это папин одеколон, он дорогой. Это сестрёнкина заколка, она просила не брать её. Поломаешь – она будет плакать. Это дедушкин альбом. Спроси у него разрешения».
И, конечно же, когда вы смотрите детектив, где, например, пойман вор, не поленитесь правильно прокомментировать его, для вашего ребёнка.
И тогда его вряд ли постигнут неприятности, описанные в эпизодах №№3, 4 и 5.
Людмила Колесова
Малыш только что научился ходить. Хватает в доме всё, до чего может дотянуться. Взял с трюмо мамин крем. Копируя мамины жесты, измазал своё лицо на глазах у хохочущих родителей и бабушки с дедушкой. Вылил папин одеколон на голову, остатки – в горшок. Опять смех. Дотянулся до бабушкиного серванта, вытащил яркие бусы. Естественно, порвал нить и рассыпал бусины по полу.
Эпизод №2
На детской площадке мальчик выхватывает у девочки куклу из игрушечной коляски. Визг, писк, слёзы. Родители возвращают куклу, но эпизод повторяется. Мама уводит мальчика с детской площадки и при первой же возможности покупает ему куклу с такими словами: «Вот теперь у тебя своя кукла, а у девочек больше не отнимай. Нельзя брать чужое».
Эпизод №3
В классе у учеников пропадают различные мелочи. Молоденькая учительница ломает голову, как узнать, кто воришка. У неё и самой пропадают по нескольку рублей из тех, что она собирает на завтраки и некоторое время держит на учительском столе. Да, больше всех вертится при этом упитанный Андрюша. Однако не пойман – не вор.
Но вот кто-то из ребят узнаёт свою пропавшую бейсболку у Андрюши на голове. Андрюша таращит свои честные голубые глаза и возмущённым голосом объясняет, что ему мама купила «такую же».
Вызванная мама бросилась в атаку на учительницу. Да, действительно, она эту бейсболку сама покупала. И почему это не доверять мальчику. Что он, хуже всех, что ли. Учительница повержена, не имея в запасе ответа на вопрос, кто видел, как Андрюша ворует.
Дома же Андрюша получил от мамы пару тумаков со словами: «Только попадись ещё!»
Воровство в классе прекратилось. Но лишь на время. Месяца через два вспыхнуло с новой силой. Но никто так и не попался. «Что за изощрённый воришка», - ломала голову учительница и родительский комитет.
Ответ всё-таки нашёлся. В связи с переездом Андрюша перевёлся в другую школу, и воровство прекратилось.
Несколько лет спустя, в репортаже из колонии для несовершеннолетних учительница узнала среди воспитанников осунувшегося Андрюшу.
А ведь этого можно было избежать. В случае с бейсболкой его мама могла поступить так же, как в эпизоде №2. А именно, заставить сына вернуть бейсболку, извиниться и пообещать никогда не брать чужое и не обманывать. Могла бы купить бейсболку (это вполне осуществимо) и сказать сыну: «Вот тебе твоя бейсболка и пообещай мне никогда не брать чужое». Или могла бы на какое-то время оставить его без бейсболки, сказав: «Если бы ты попросил меня, я бы купила тебе такую же бейсболку. А теперь подумай (например, месяц). Когда ты мне скажешь, что всё понял и пообещаешь никогда не брать чужое и не обманывать, я тебе её куплю».
И обязательно маме надо было показать, как ей было стыдно за себя и за него, как она страдала в школе, что он опозорил и её, и себя.
Эпизод №4
В первом классе Настя познакомилась со своими одноклассниками. У них были такие вещички, которых не было у Насти. Девочка брала с парт понравившиеся вещи без спроса и «забывала отдать».
«Почему ты взяла чужую ручку?» - спрашивала учительница.
«Понравилась», - отвечала Настя. «Но это же не твоя ручка». Настя пожимала плечами и глядела на учительницу безмятежными глазами, в которых читалось искреннее непонимание.
Дети – народ жестокий. Настю наградили в классе кличкой «воровка». И она превратилась в изгоя, сидела одна на задней парте, никто не хотел с ней дружить и даже нормально разговаривать. Насмешки и пренебрежение одноклассников сделали своё дело. Настя замкнулась, стала чувствовать себя неполноценной.
Откуда тянутся корни её проблемы? Эпизод с соответствующим номером из её детства вы без труда найдёте выше.
Эпизод №5
90-е годы. Родители разговаривают о том, какой большой дом выстроил их знакомый. Обсуждается, сколько миллионов он украл. Но не осуждается. Напротив, в голосах звучит одобрение и даже зависть. Всё это в присутствии их сынишки Димы.
Когда Диму задержали за ограбление ларька, родители искренне недоумевали.
Эпизод №6
Мама ведёт за ручку сынишку мимо витрины с игрушками. Сын просит, канючит, требует новую игрушку, даже не уточняя какую. Мама торопится, грубо отказывая, убыстряя шаг и не тратя много слов на объяснения. Сынишка начинает капризничать, быстро переходя в истерику, падает на асфальт, дрыгает ногами.
Откуда берёт начало этот эпизод? Да скорее всего мальчика баловали дома так же, как малыша в эпизоде №1.
Эпизод №7
К нам в редакцию пришла молоденькая мамочка и принесла статью, популяризировавшую теорию естественного воспитания. Эту теорию она честно пыталась опробовать на своих троих детишках. Пришла она как раз с третьим ребёнком.
Крепенький годовалый малыш с энтузиазмом принялся обследовать кабинет. Сначала подполз к мусорной корзине, обнял её и, прижавшись щёчкой, заглянул в неё и перевернул. Редактор раскрыл рот, но мамочка сделала знак. Мол, естественное воспитание. Ребёнок – творение природы, он лучше нас, потому сам разберётся. Ему только не надо мешать. Пусть сначала исследует мир.
Малыш встал на ножки и отправился исследовать письменные столы. Мы только успевали прятать и отодвигать мыши, калькуляторы, ножницы и документы. Вдруг он схватил ключик, торчавший из ящика моего стола, и отправил в рот. Я на грани нервного срыва. В ящике-то заперты важные вещи – это одно. А что, если ещё и ключ проглотит. Мамочка же продолжала молча наблюдать с удивительным спокойствием. Не знаю уж, о чём она при этом думала. Уходя, дитя природы всё-таки вернул мне ключик. Даже при этом не капризничал.
Надеюсь, в многодетной семье проблема моё-чужое разрешится как-то со временем сама собой и менее болезненно, чем в семье с единственным ребёнком.
Тем не менее, я считаю, что ребёнок, маленький человек – это не только творение природы, но и существо социальное. И к тому времени, когда у него появится потребность «исследовать мир вокруг себя», надо чётко маркировать для него вещи, ему не принадлежащие, простым понятным предупреждением: «Чужое. Нельзя». Привыкнув к этому, ребёнок, прежде чем схватить вещь, посмотрит на родителей, ожидая комментария, а со временем и научится спрашивать разрешения.
Совсем не обязательно при этом впадать в другую крайность и рявкать на любимого карапуза так же, как на щенка, которого обучают команде «Фу!». Достаточно произнести слово «чужое» строго, предостерегающим тоном, но без раздражения и крика.
Мир вокруг ребёнка, который он открывает для себя – это и слова–предупреждения, реакция взрослых на поведение ребёнка. Не стоит думать, что если ребёнок с трудом лепечет «низззя», то он не поймёт ваши фразы из нескольких слов. И многое сразу же поймёт по вашему тону.
Комментарий со временем должен перерасти в разъяснение, почему нельзя. Например: «Это бабушкина вещь, она ей нужна. Это папин одеколон, он дорогой. Это сестрёнкина заколка, она просила не брать её. Поломаешь – она будет плакать. Это дедушкин альбом. Спроси у него разрешения».
И, конечно же, когда вы смотрите детектив, где, например, пойман вор, не поленитесь правильно прокомментировать его, для вашего ребёнка.
И тогда его вряд ли постигнут неприятности, описанные в эпизодах №№3, 4 и 5.
Людмила Колесова